Лирика цвета (живопись А.Филиппова)

У каждого художника есть своя изюминка, та особенность художественного почерка, которая определяет его творческую индивидуальность, неповторимость. Если попытаться определить эту доминанту в творчестве Александра Филиппова, можно назвать ее «лиризм». Заметьте, не в смысле «камерность», «интимность», а именно в родовом значении слова. Ведь что такое лирика ? Это один из способов эстетического освоения мира, основу которого составляет запечатленное переживание. Художник видит что-то, это затрагивает его душу, и он пытается передать это настроение в своих работах, поделиться им со зрителями, приглашая к со-участию, со-переживанию. В этом смысле лирические жанры — самые открытые, самые искренние, а согласитесь, что сегодня далеко не каждый способен на такое откровение (кстати, именно такое название носила персональная выставка А. Филиппова в 2007 году).

Но здесь, казалось бы, возникает некоторый парадокс: мы все можем что-то чувствовать, откликаться на красоту мира, реагировать на то, что нас окружает, но далеко не каждый из нас в состоянии, во-первых, эстетически выразить это переживание (в стихотворении, в живописной работе и т.д.), а во-вторых, сделать это таким образом, чтобы твое личное чувство оказалось бы вдруг родным, знакомым и интересным для других. Вот этот эффект узнаваемости, родства, близости переживания художника и зрителя и является главным мерилом эстетической ценности любого лирического произведения.

Признаюсь, мне не раз приходилось наблюдать за тем, как работы А. Филиппова с достоинством выдерживали это испытание. И суть здесь даже не в том, что люди узнают изображенные на картинах места (ведь картины – это не фотографии!), самое удивительное заключается в том, что эти работы будят воспоминания, помогают возродить в душе что-то очень дорогое, вернуть ушедшее, почти забывшееся. И вот именитый москвич, глядя на «Старую школу», показывает окна своего класса, вспоминает первую учительницу, более того, начинает жить уже внутри картины («А если пройти по коридору направо…»). А маститый екатеринбургский профессор, глядя на «Закат над Одессой», вдруг признается, что его, студентом, прибило в лодке именно к этому дебаркадеру…

Утро в Одесском порту

Утро в Одесском порту

Кстати, о море. Далеко не каждому художнику удается передать его глубину, прозрачность, движение вод, игру света в переливах волны. А. Филиппов с этой задачей справляется в полной мере. Более того, его море всегда разное: оно может быть холодным, суровым (как на картине «Старый пирс»), может быть нежным и ласковым («Яхты. Порт»), но даже по цвету воды оно всегда узнаваемо – таким море бывает только в Одессе.

Александр Филиппов любит писать дома, старые дворики. Возможно, кому-то этот выбор может показаться не вполне изящным, не вполне живописным. Действительно, от салонного глянца это далеко. Но, если уж говорить о городских пейзажах, изображение современных торговых центров – задача, скорее, фоторепортеров. Я объясню почему: в них не видно души. Чего не скажешь о старых двориках. Они – как намоленные иконы. У каждого – своя судьба, в каждом – отражение судеб живущих и живших здесь. Наверное, не случайно они особым образом населены: во двориках А . Филиппова играют дети и неспешно прогуливаются старики. С одной стороны, это вполне достоверно, а с другой – очень символично. Детство и старость, завязь и развязка судеб… Дворик – как свидетель жизни и символ быстротечности времени.

Но, пожалуй, самый любимый жанр Александра Филиппова – пленэрная живопись , он любит писать с натуры. И в этом пристрастии неутомим. Пленэрным работам художника была посвящена одна из последних персональных выставок — «Пространство холста». Надо сказать, названия, которые дает А. Филиппов своим выставкам, всегда настраивают на определенный лад («Отражение», «Дворы и дворики»). Эта выставка не стала исключением. Как поясняет сам художник, пространство холста — это тот чистый лист, которым каждый мастер распоряжается по-своему, он наполняет его тем, что ему особенно дорого. Пространство холста для А. Филиппова — это, прежде всего, пленэр, живое общение с природой. В его коллекции — множество зарисовок разных времен года: нежная, хрупкая весна, многокрасочное лето, рыжая осень, оскольская зима… О последней хочется сказать особо. Казалось бы, насколько тяжко низкое, беспросветное небо оскольских зим! Какими сказочными, почти фантастическими кажутся воспоминания старожилов об огромных сугробах, трескучих морозах! Но в работах Филиппова ничуть не ощущается это ставшее привычным ворчание о недостатке зимнего солнца. Вы только посмотрите на это серое небо. Оказывается, в нем столько гармонии, уюта («Набухшая зима»)!

Здесь в полной мере проявляется еще одна грань дарования художника – он умеет видеть красоту обыденного, повседневного. В этом смысле можно смело назвать картины Филиппова лекарством. Я подскажу от чего – от суеты. Знакомство с ними – хороший повод остановиться и оглянуться вокруг, увидеть красоту обычного дня, уходящего мгновения, ведь мы так часто не замечаем этого, даже не задумываясь, что упускаем, быть может, что-то очень важное.

Анпилова Л.Н. Лирика цвета (живопись А.Филиппова) // Наш журнал. — 2008. — №6. — С.40-42.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

comments-bottom

Рекомендуемые фото

Утро х.м. 20х30 2016г.... Опубликовано author icon А.Г. Филиппов Ноя 30th, 2016 | нет комментариев
Улочка в Гурзуфе х.м. 50х60 2016г.... Опубликовано author icon А.Г. Филиппов Ноя 30th, 2016 | нет комментариев
Улочка в Гурзуфе х.м. 30х40 2016г.... Опубликовано author icon А.Г. Филиппов Ноя 30th, 2016 | нет комментариев

Популярные

Пленэр в г.Ростов Великий, 2005г.... Опубликовано author icon Редактор
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
Пленэр как основа пейзажной живописи... Опубликовано author icon Редактор
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...