Пленэр как основа пейзажной живописи

Материалы конференцииА.Г.Филиппов «Пленэр как основа пейзажной живописи» // Материалы Региональной научно-практической конференции преподавателей изобразительного искусства в рамках Всероссийского конкурса по рисунку и живописи «Мастер 2013» от 23 апреля 2013 года «Сохранение и развитие академического художественного образования в современных условиях»

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, –
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалёваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

(О. Мандельштам)

На протяжении всей истории Российского искусства многие художники обращались к пейзажной живописи, создавая необыкновенные по красоте и эмоциональной наполненности произведения. К. Юон, Н. Крымов, А. Рылов. М.Сарьян, Н. Романдин не просто отображали натуру, а передавали свой внутренний мир, свое отношение к природе. Пейзажи, созданные ими не просто картины для созерцания, они играют значительную роль в духовном воспитании людей, развивая прекрасное чувство любви к родной природе, способность наслаждаться красотой родной земли.

Пейзаж – это не только фиксация внешних перемен, происходящих на просторах нашей земли, он прежде всего является выражением чувств, переживаний, размышление художника выраженных в обобщенном образе. В пейзажной живописи есть ещё одна важная грань. Это непосредственное общение с природой. Быть в ней, уметь чувствовать первозданную прелесть, когда ощущаешь себя её частью, постигая ее тайны. Картины, в которых затронуты все эти эмоции, необходимы для духовного богатства людей. И что бы достичь убедительности, многогранности и чувственности в пейзажной живописи, обязательно надо изучать законы и приемы композиции, законы живописи, цветоведения, рисунка.

Художнику, особенно начинающему, необходимо активно заниматься пленэрной живописью. При решении художественных задач в этюде много внимания уделяется в первую очередь композиции, и тональным отношениям больших пятен. В основе любого пейзажа лежат три основных пятна: небо, земля, дальний план. Все остальные второстепенные формы и пятна, при кажущейся самостоятельности, должны подчиняться основному тональному звучанию. Правильная тональность даёт силу краскам, выразительность цветовому пятну.

Начинать надо проще и шире и в процессе работы моделировать цвет от больших отношений к конкретному предмету, выдерживая правильную тональность. При работе такими живописными материалами как масляные краски, гуашь, акриловые краски, темпера и пастель работу требуется вести от самого тёмного пятна до самого светлого, не вдаваясь в детали. Живопись на пленэре должна основываться не на эффектности художественных приёмов, а на глубоком напряжённом анализе формы, цветовой насыщенности и эмоционального отношения к натуре автора. Декоративная и локальная живопись зачастую ведут к схематизму условности, поверхностному решению работы. Если обратиться к истории развития пленэрной живописи, то импрессионизм, является ярким примером работы художника на пленэре. Прогрессивный художественный критик Ж.-Л. Кастаньяри писал: «Они воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка… Они не стремятся к точному воспроизведению, а ограничиваются общим восприятием… Они являются импрессионистами в том смысле, что воспроизводят не сам пейзаж, а впечатление, вызываемое данным пейзажем… Таким образом, они отходят от действительности и полностью переходят на позиции идеализма».

Именно импрессионисты подняли этюд до уровня самостоятельных картин, выполненных на природе. Художники-импрессионисты старались как можно более точно передать свои впечатления от окружающего мира. Ради этой цели они отказались от соблюдения существующих правил живописи и создали свой метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок внешнего впечатления от света, тени, их рефлексии на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето — воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве: «Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений».

Таким образом чистая краска не создаёт сложной световой среды: колебание воздуха, движения воды, дуновения ветра, жар солнечного дня, а следовательно и глубоких колористических отношений. Всё становится вымышленным, неискренним. Начинающему художнику просто необходимо более глубоко изучать цветоведение, где рассматриваются гармонии цветовых отношений. В процессе изучения появляется умение создавать сложные сочетания цветов, которое позволит при работе на натуре не путаться в деталях, а сразу видеть в большом тональном пятне многообразие цвета, из которых как мозаика собирается цельная пленэрная живопись, при этом не забывая об общей тональности и композиции. Они и открывают дверь в ваше художественное произведение.

При работе на пленэре надо учитывать, что природа не несёт в себе художественного смысла, только художник своим творчеством выражает сложные чувственные впечатления. Берёзы в природе всегда — берёзы, однако в искусстве есть берёзы Куинджи, Левитана, Саврасова. Настроение, искания родственных форм, игнорирование посторонних элементов – это и есть преобразование природы художником. Пленэр — это лучшая школа для художника, ибо он здесь учится самостоятельному творчеству. Пленэр имеет колоссальное влияние на формирования стиля и манеры исполнения.

Особенности пейзажа заключается в том, что он непосредственно и прямо выражает человеческие переживания. Главная задача пейзажной живописи состоит в воспитании любви к природе, в формировании художественного вкуса человека для того, что бы он мог оценить её неисчерпаемую красоту.

Список литературы:

1 Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М.: Искусство, 1974. С. 55.
2 Там же. С. 65. Давались и другие названия, среди них: «интрансигенты» (франц. intransigentes — «непримиримые»).
3 Там же. С. 66—68.
4 Алпатов М. Поэтика импрессионизма // Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Сов. худож., 1979. С. 132.
5 Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1965—1970. Т. 5 (1). С. 85.
6 Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М.: Мысль, 1993. Т. 1. С. 468.
7 Бенуа А. Об импрессионизме // «Мир искусства». 1899. № 6. С. 48—52.
8 Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 220—221. Мишель-Эжен Шеврёй (1786—1889) — французский ученый-химик, автор теории о раздельном восприятии цветов и оптическом смешении их в глазу зрителя (на примере ковроткачества). Эту теорию использовали художники-импрессионисты.
9 Шпенглер О. Указ. соч. Т. 1. С. 286, 295.
10 Христиансен Б. Философия искусства. СПбС. 255.
New York, 1963. P. 405.
11 Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

comments-bottom

Рекомендуемые фото

Утро х.м. 20х30 2016г.... Опубликовано author icon А.Г. Филиппов Ноя 30th, 2016 | нет комментариев
Улочка в Гурзуфе х.м. 50х60 2016г.... Опубликовано author icon А.Г. Филиппов Ноя 30th, 2016 | нет комментариев
Улочка в Гурзуфе х.м. 30х40 2016г.... Опубликовано author icon А.Г. Филиппов Ноя 30th, 2016 | нет комментариев

Популярные

Пленэр в г.Ростов Великий, 2005г.... Опубликовано author icon Редактор
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
Пленэр как основа пейзажной живописи... Опубликовано author icon Редактор
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...